Простая типографика для SMM. Форматирование и оформление текста для соцсетей

Существует очень много научных трудов и регламентов на тему типографики, описывающих правила набора текстов.

Вот некоторые из них:

Нам не стоит строго на них ориентироваться, если мы не работаем с официальными представительствами брендов или со СМИ. При этом их необходимо знать, чтобы оправдывать свою квалификацию.
Зато в упрощенной форме они должны применяться в заметно более частом количестве случаев, и если упростить их до уровня наших сообществ, то мы получим следующее:

Форматирование текста для SMM

Первое: абсолютов не существует. Прежде чем я начну рассказывать о совершенных текстах, обязательно напомню о том, что мы должны в первую очередь удовлетворять ожидания и пожелания
клиентов и читателей, а запросы у них часто могут быть крайне невысокими.

Мы прокачали шизу, познакомились с нашей аудиторией и с конкурентами. Мы научились подбирать те типы контента, которые будет интересно просматривать именно нашим читателям. И от этого
напрямую зависит то, насколько строго стоит соблюдать типографские правила при оформлении текста. Нередко их можно практически полностью игнорировать. И также часто соблюдать на все
100%.

Хоть социальные сети в некотором роде СМИ-площадки, играть не всегда стоит по тем правилам, которым нас учили на литературе в школе, на факультете филологии или журналистики или того
хуже. Тем не менее, вы обязаны знать типографские базисы. Причина проста: если вы профессионал, вам нужно с одинаковой легкостью управляться как с «легкими», так и со «сложными» задачами. Тем более, упрощать, на самом деле, очень сложно. Мы в этом убедимся на практике, когда будем делать шутки на основе аналитических статей.

Итак,

Основные правила форматирования текста, позволяющие делать его читабельным

TJournal и ряд других изданий некоторое время назад опубликовали правила редактирования агентства РИА Новости в виде инфографики:

 

Как говорилось выше, применимы не все из них, не всегда и не везде. Но если речь идет даже о небольшой заметке в паблике, стоит озадачиться тем, чтобы количество прочтений было максимальным.

Делаем текст понятнее

1. Абзацы
Разбиение текста на абзацы имеет следующую психологическую функцию: информация, поступающая порционно, кажется более легкоусваеваемой:
а) читатель может выделить только интересующие фрагменты, пропустив лишнее;
б) крупное и монолитное чтиво требует большего напряжения.

Делить текст на абзацы (в принципе) можно и наобум — это лучше, чем ничего. Но большинство людей достигли того уровня развития, когда схватывают логическое несоответствие и испытывают
дискомфорт. Поэтому каждый абзац должен быть логически завершен:

рассказали предысторию:
Это собака по кличке Дракон.

заинтриговали:
Когда хозяин давал ей это имя, он слабо представлял себе, насколько важную роль оно сыграет в ее и его судьбе. Эльза, жена хозяина, была против того, чтобы в доме жил Дракон, и была права!

суть:
В возрасте 11 месяцев Дракон отрастил хвост размером, превосходящим его самого в полтора раза, и затем стал отгонять всех проходящих мимо людей от своей миски потоком настоящего огня! Ветеренары не смогли обосновать эту аномалию, потому что он не подпускал их к себе. На предложение усыпить собаку с расстояния хозяева отказались, потому что решили, что смогут заработать на гастролях с ней или на продаже в цирк.

заключение:
Их, конечно, тут же обвинили в жестокости, но наша толерантная редакция будет терпеливо ждать сенсаций в мире животных.

Любой из этих блоков можно пропустить или заменить другим. Важно только наличие смысловых разделений. Коммерчески важно.

2. Списки
Если в тексте есть списки, их нужно выделять. Причин тоже несколько:
а) Читатель часто читает только их, и на их основании решает, интересно ему в целом или нет;
б) Все любят списки, и не надо отнекиваться. Поэтому если они есть, их ни в коем случае нельзя прятать;
в) Список дополняет визуальное разнообразие публикации: абзацы абзацами, а список выглядит еще более компактным и информативным.

Как оформлять списки:
Во-первых, их нужно маркировать или делать простой перенос строки, чтобы было яснее, что это список. Но поскольку наш любимый ВК не знает, что это, можно оставлять привычные символы -
дефисы:

- строка первая;
- здесь поместим следующую;
- и следом — третью.

Во-вторых, в большинстве случаев нужен знак препинания в конце строки. Например, точка с зяпятой, потому что точку здесь ставить рано.

Если список представляет собой строки из одного слова, можно не ставить ничего:

Куда сходить на выходных?
- Театр
- Бар
- Сосед

- Оружейный магазин

Если текст больше, или тем более, состоит из нескольких предложений, логично оставлять «;»:

Куда сходить на выходных?

Театр
Куда как не в театр отправиться в выходной день после утомительной рабочей недели? Творческое вдохновение, душевное успокоение и, конечно, буфет, нигде не будут такими же привлекательными как в театре;

Бар
Пагубное действие пива на живот нейтрализуется, если совершать регулярные пешие прогулки до питейных заведений. Прогулялся, выпил и потом опять прогулялся — и никакого пивного животика, только атлетический куб;
- и т.д.

3. Нумерация и маркировка
Если перед началом строки присутствует знак (порядковый номер или дефис), он обязательно выделяется пробелом справа:

1._Красный
2._Синий
3._Желтый

-_красный
-_синий
-_желтый

Ставить знаки препинания в конце строки или нет — на усмотрение автора;
Начинать новую строку с заглавной или нет — на усмотрение автора.

В том случае, если запятые или точки с запятой все же ставятся, в конце списка должна быть точка. Соблюдать — значит соблюдать.

Оставлять пустые строки между пунктами или нет?

Если пункт сам по себе содержит несколько строк, то лучше оставлять.
Но если таких пунктов 20, то лучше делать текст компактнее.

В условиях ограниченного функционала соцсетей (в плане форматирования) и относительной нетребовательности аудитории, отвечайте на эти вопросы, окинув готовый текст своим заточенным
взглядом. И да, затачивайте взгляд :)
Читайте официальные паблики различных онлайн СМИ.

4. Заголовки
а) он часто отделяется от основного пустой строкой (поскольку мы не имеем возможности выделять его иначе);
б) его можно написать на изображении и пропустить в таком случае в тексте;
в) если текст больше 5-6 строк, и он информационный, ему желательно быть.
В то же время, если пост — юмористический и поданный с «максимальной простотой», заголовком и официозом читателей можно не пугать.

5. Тире и дефисы
Дефис
, короткая черта, не выделяется пробелами:
Во-первых
Где-то
Трали-вали

Дефис используется для разделения одного слова на части: бело-синий, как-то, по-прежнему…
Внутри слова пробелы не ставятся.

Тире, длинная черта, всегда выделяется пробелами с обеих сторон:
Апельсин_-_фрукт; арбуз_-_ягода.
Не верите_-_спросите Google.

Тире разделяет уже не слово, а предложение, и потому отбивается запятыми.

6. Пробелы: нужны или нет
а) Запятая, точка, точка с запятой, двоеточие всегда ставятся без пробела слева и всегда с пробелом справа:
Я,_Ира,_Маша и другие._Все люди.
б)  Текст заключается в скобки без пробелов. В свою очередь, каждая скобка отделена одним пробелом снаружи, но с другими знаками препинания соприкасается без них:
Плохой_(или просто недостаточно хороший),_но заметно лучше, чем в других городах, климат.
Точно так же происходит с кавычками.
в) Номера строк и прочие символы в списках отделяются пробелами справа:
1._Первый
2._Второй
г) Нельзя отделять для переноса знаковые обозначения от следующих или предыдущих цифр: 50%, №10, §25.
д) Двойные пробелы
В двойном пробеле точно нет и не может быть никакого скрытого смысла: это опечатка — и достаточно неприятная глазу. Это так же недоспустимо, как и отсутствие пробелов после точки, запятой, двоеточия или вокруг тире.

Здесь это тоже частично описано.

7. Прямая речь
Все, что может выйти из общего полотна текста, должно выйти.
Прямую речь выделяют кавычками или тире и выносят на новую строку.
И таким же образом стоит поступать со всем тем, что не вошло в основной список и может быть вынесено из общей массы текста.

8. Наличие знаков препинания
В конце предложений ставятся точки (или многоточия).
Но отсутствие знаков препинания в объемных текстах недопустимо.

Спустя полсотни копипастов из одного места в другое, теряются не только знаки, но и сюжет поста. Следите за этим.

В заключение

Кроме форматирования принаписании текста крайне важно учитывать еще двух китов копирайтинга:
орфографию и пунктуацию. Очень важно! Очень важно!
Я не буду никого этому здесь учить: это слишком сложно и не стоит того.

Просто с ростом письменной грамотности будет расти… всё.

Наверстать когда-то упущенное можно через чтение качественной литературы (в том числе периодической); проверять себя — с помощью MS Word и браузерных текстовых редакторов (при соответствующих настройках браузера).