Рерайтинг. Концентрированная суть.

Как делать рерайтинг и не растекаться по бумаге

1. Выделите основной заголовок
и подзаголовки

Сформируйте тезис. Заголовок заменит несколько абзацев развернутого текста, вызовет интерес и с первой строки обозначит как то, для кого этот текст написан, так и его характер.

Пример: емкий заголовок вместо абзаца

Абзац:

 Джерри Чао, специалист по UX сервиса по созданию макетов и прототипов UXPin, рассказал в своей заметке для The Next Web о том, какие бывают оптические иллюзии в интерфейсах и как их применять.
 Digital-агенство Red Collar подготовило для рубрики «Интерфейсы» перевод заметки Шоафа.

Заголовок:
Оптические иллюзии в веб-дизайне: их виды и применение
Подзаголовок:
Заметка Джерри Чао, специалиста по UX из UXPin

В данном случае подзаголовок можно разместить в тексте, а заголовок перенести на изображение.
И вот, у нас на один абзац мешьше текста.

Пример: эмоциональные и ассоциативные различия

1. Иранцы не обиделись на Россию
2. Малый бизнес выкосило еще до санкций

Кого это заинтересует?
Тех, кто торопится в поиске информации (и в целом), «фильтрует» ее по ключевым словам и не намерен растрачивать силы на сантименты.

3. Будь пошлым
4. Есть ли у вас интуиция?

Для кого эти заголовки:
Для тех, кто готов почитать что-то интересное для себя и додумать незаконченную мысль. Не жалеет времени на отдых и расслабление ума.

4. 10 способов сэкономить время на обычных делах
5. Как взломать страницу ВКонтакте

Кому стоит подать информацию таким образом?
Тем, кому нужен максимально точный тезис, способный максимально быстро и четко ответить на вопрос. Если такой вопрос этому человеку интересен, он будет готов потратить время, чтобы узнать ответ. При этом утруждать себя тем, чтобы докопаться до истины читатель не намерен. Актуально для всех, кому не интересна ваша тема, а вам нужно, чтобы сообщение прочитали. Тот, чье внимание не так просто привлечь к длинным рассуждениям, например, ленивый человек или слишком занятый в данный момент.

Еще немного о заголовках: здесь.

2. Прочитайте текст целиком… и перепишите

а) Для несложных информативных заметок
«Изложение» по школьным методикам: читаете не торопять, вникаете в суть и пишете своими словами, не смотря в оригинал. После можно дополнить фактами, которые вы упустили, чтобы написанное оставалось полезным и осмысленным.

б) Для сложной информации, которая требует глубокого понимания
- Внимательно прочитайте текст, попытайтесь уловить его суть и логику.
- Выделите тезисы.
- Раскрывайте их по одному, опираясь на текст.

3. Разбивайте сложные предложения на короткие; сливайте простые в одно сложное

За счет синонимов, различных оборотов и связующих элементов можно здорово сократить текст, не утратив его информативности:

В 70-е годы XX века исследователи начали изучать химические препараты, называемые эндорфинами, которые были обнаружены в кровеносной и нервной системах человека. Эндорфины — это морфиноподобные вещества, которые снижают боль и вызывают чувство эйфории. Исследования показывают, что количество этих натуральных наркотиков, вырабатываемых мозгом и нервной системой, возрастает, когда мы обнимаемся.

Проще:
В 1970-е исследователи начали изучать эндорфины — препараты, снижающие боль и вызывающие эйфорию. Тесты показывают, что объятия стимулируют и ускоряют его выработку мозгом.

Заменили:
«Которые снижают» = «Снижающие»
«химические препараты, называемые эндорфинами» = «Эндорфины»
и избавились от ненужных слов.

Также мы пренебрегли той информацией, что эндорфины — это морфиноподобные вещества.
Все это в сумме помогло сократить текст в три раза.

Глубокие исследования демонстрируют это поразительное открытие. Общества, где люди мало обнимают друг друга, становятся более агрессивными.

Короче:
Глубокие исследования демонстрируют это: общества, где люди мало обнимают друг друга, становятся более агрессивными.

Открытие поразительное, но информативность в данном случае дороже чувственности.

4. Избавьтесь от ненужных слов

«То», «Тогда», «Для того», «Является» и т.п.:

«Если есть цель — замаскировать интерес к интересующей теме, то тогда лучше в начале и конце диалога поговорить о чем-то другом.»
«Поприветствуйте кошку аплодисментами, и тогда она начнет быстро танцевать.»
«Используйте средство для мытья посуды для того, чтобы волосы стали легкими и воздушными.»

Сбросьте лишние буквы.

5. Добавьте тексту схематичности, создайте его структуру

Там, где можно сделать список, делайте список; где можно выделить цитату, выделяйте. Не забывайте об абзацах и подхаголовках. Маркируйте списки. Это поможет уйти от непонятной текстовой массы в сторону читабельного, короткого и информативного текста. Вы просто выдаете то, что читателю нужно знать вместо долгих объяснений:

Список

Как предложил дизайнер Кароланн Боннер, есть пять правил, наиболее полезных в ежедневном применении, таких как сходство, соотношение фигур и фона, группировка, завершение и продолжение.

Как предложил дизайнер Кароланн Боннер, есть пять правил, наиболее полезных в ежедневном применении:
- сходство,
- соотношение фигур и фона,
- группировка,
- завершение
- продолжение.

6. Удалите первый абзац

Как правило, вводный текст в первом абзаце — это попытка автора начать текст, неторопливо ввести читателя в тему. И как правило, этот первый абзац — самая ненужная и малоинформативная часть текста. Поскольку вся ответственность за внимание пользователя лежит на первом абзаце, просто удалите его, когда текст будет готов.

В жизни каждого из нас когда-то настал или настанет момент, после которого первый абзац удалять не придется :)