Анализ конкурентов в соцсетях: расширенная схема анализа и SMM-лайфхаки

Расширенный вариант аналитики конкурентной среды в соцсетях.

Перед началом работы важно понять самое главное: мы это делаем не для «галочки». Основной целью ставим следующее: понять, что у нас не так, и составить план изменений и дальнейших работ.

Решаем задачи:
- улучшение понимания текущей ситуации в нише;
- определение плана развития своего проекта на ближайшее время (главная);
- выявления текущих тенденций, особенностей ведения работ в соцсетях, поиск новых механик, применимых в своем проекте.

Пусть анализируемым сообществом сегодня станет Компас событий. Питер

ШАГ 1. Поиск и отбор конкурентов

Ниже описаны 4 основных способа поиска конкурентов.
Важный момент: в зависимости от тематики проекта можно полностью или частично проигнорировать тот или иной способ, отдав предпочтение другому. Например, большинство баров не будет представлено ни на биржах, ни в агрегаторах, в то время как остальные способы будут актуальны. Обратная ситуация с сообществами по интересам.

Итак, что доступно:

1. Биржи и агрегаторы
Не раз упомянутый allsocial.ru собирает все сообщества в ВК с численностью выше пары тысяч, что очень удобно.
Искать можно по запросу или по категориям; воспользуемся запросами: «Питер», «Петербург», «СПб» + склонения.

Запрос «Питер»: найдено 88 сообществ, по «СПб» — 77, по «Петербург» — 156.
Это много, поэтому отсматриваем все, что больше 4000, отбрасываем заведения и бренды.
Нужно выделить только интересные, чтобы записать данные о них.

Забегу вперед: идеально, когда есть файл со статистикой и выводами, но стоит ли игра свеч, когда речь идет о сборе данных 200+ сообществ? Не уверен — нам действительно нужен общий обзор, но выводы — только о лучших.
В таком случае, начнем с отбора:

Что может быть интересно?
- быстрый рост без рекламы (рост на 100 и более человек в день примем за «быстрый»);
- численность;
- наличие интересного стиля ведения или особых «фишек» (обращаем особое внимание на разделы));
- если просто нравится.

Просматривайте все, что бросается в глаза: рубрики, навигация, разделы, концепция…
Сразу выносите все интересные лайфхаки в отдельный список, даже если сообщество само по себе не интересно. Лучшие же из них уйдут для дальнейшего анализа.

7cfbaa2aa6

2. По интересам подписчиков
Воспользуйтесь socialstats.ru для определения сообществ, в котором еще (кроме вашего) состоят ваши читатели.

3. По собственным наблюдениям
Если вы хоть немного живете жизнью бренда и его почитателей, вы сами должны знать ваших самых сильных конкурентов.

4. Поиск по соцсети
Все то же, что и на allsocial.ru, только по соцсети: вводите нужные запросы в поисковую строку — и можно открывать гору вкладок.

По мере появления новых находок вносите их в один общий список с указанием ключевых показателей:
- численность,
- интенсивность роста (указывается на allsocial.ru в соответствующей графе),
- видимость и вовлеченность (проверяется на er.likearea.ru)

Важно: во избежание механического добавление тупо первых 10-15-20 сообществ из списка, добавляйте примечание к каждому внесенному в списко сообществе: почему вы выбрали именно его:

407e778333

Анализ

Итак, у вас есть:
- приведенный выше список с лайфхаками;
- список самых интересных и сильных сообществ вашей нише:

182b11206e

Что теперь?
Поочередно открывайте каждое сообщество из списка (у меня получилось 10) и выписывайте все те знания о них, которые нужны именно вам.

В моем случае интересно следующее:
- концепция ведения и позиционирование
- пересечение (vk.com/app3771868)
- интенсивность постинга (частота выхода постов: открываем стену — поиск по записям — до определенной даты — выбираем интервал — смотрим — делим на к-во выбранных дней)
- как давно работает паблик (дата первой записи: так же, как и в предыдущем пункте — открываем стену в новом окне — стрелка вправо перекинет на самую первую запись)
- рекламируется или нет (как посмотреть: по упоминаниям и по статистике — «источники переходов»), и если да, то как
- особенности ведения
- концепции разделов (фото, видео, обсуждения и т.д.)
- что можно найти на странице (меню, адреса, ссылки…).

Дополнительные сведения
Для удобства контроля рекомендую сделать еще 4 дополнительных колонки:
- Сила брендинга (особый стиль, брендирование записей)
- Сила статистики (есть ли какие-то необычные события в статистике сообщества)
- Сила комьюнити (особенности коммуникации с пользователями — есть или нет, и что именно)
- Сила лайфхаков (то, о чем говорилось выше. Есть ли что-то такое, что смогло вас удивить?)

Теперь остается сделать выводы; какие — зависит от ваших задач :)
Просмотрите все, что вы насобирали, вдохновитесь новыми идеями и внедряйте!

Что важно помнить после окончания работ:

1. Сообщества появляются, развиваются, меняются.
Недопустимо создать список с лучшими и считать, что он будет актуальным всегда.
Раз в месяц или несколько вам будет необходимо проделать все ту же работу еще раз, дополняя ее новыми отличными проектами, или просто новыми данными о старых, опуская потерявшие позиции в архив.
Большой плюс — у вас уже будет изобильная наработка; но на этом работа не заканчивается.
2. Ваше сообщество уникально (хочется верить). А предложенный шаблон анализа конкурентов — достаточно общий. Поэтому не стесняйтесь изменять его, добавляя новые колонки и избавляясь от тех, что не пригодятся вам.

cf4143445d